Четвертый зал
«Поезд идет на юг. 145 лет железной дороге в Крыму»
20 февраля 2020 г. музей истории города Симферополя представляет выставку «Поезд идет на юг. 145 лет железной дороге в Крыму»
На выставке представлены планы, проекты, документы, книги, газеты, фотографии, макеты, элементы обмундирования и другие материалы, отображающие историю организации железнодорожного движения в Крыму, рассказывающие о его организаторах и тружениках. Выставка подготовлена совместно с музеем Симферопольского железнодорожного узла Крымской железной дороги.
17 января 1875 года первый поезд пришел на станцию Севастополь, было завершено строительство участка Симферополь — Севастополь, началось регулярное сквозное пассажирское сообщение между Санкт-Петербургом и Севастополем с тремя пересадками в Москве, Курске и Лозовой. Первой железной дорогой в Крыму стала Балаклавская, проложенная англичанами в ходе Крымской войны 1853 – 1856 годов. Позднее французские специалисты предприняли попытку прокладки железнодорожного пути в Крым в сторону Феодосии, завершившуюся безрезультатно. В первой половине 1870-х годов удалось реализовать проект, разработанный инженером П.П. Мельниковым (впоследствии – министром путей сообщения) по направлению Мелитополь – Севастополь. В изысканиях будущего железнодорожного пути приняли участие многие известные специалисты того времени, в частности, — прославившийся в годы Крымской войны военный инженер Э.И. Тотлебен. В качестве подрядчика выступал купец П.И. Губонин, ставший почетным гражданином Симферополя.
Железную дорогу, ведущую в Симферополь открыли «для движения частными обществами» 14 (26) октября 1874 г. К этому времени здесь уже выстроили здание вокзала, простоявшего до Великой Отечественной войны. Автором проекта современного симферопольского вокзала, открытого в декабре 1951 г, стал академик А.Н. Душкин. В период развития железнодорожного движения в Крыму для передвижения пассажиров и товарных вагонов использовались паровозы, выпускавшиеся Невским и Коломенским заводами. Рельсы изготавливались на петербургском Путиловском заводе и в Англии. В дальнейшем паровозы сменили тепловозы и электровозы. Один из проектов электрификации железных дорог в Крыму в начале ХХ века предложил выпускник Симферопольской мужской гимназии академик Г.О. Графтио. Для Симферополя открытие железнодорожного сообщения и в 19 веке и сейчас имеет огромное значение. Рабочих и специалистов, обслуживающих железнодорожное движение, готовили школы фабрично-заводского ученичества, училища и техникумы. Выпускники этих заведений внесли значительный вклад в развитие данной отрасли, отличались на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанском и подпольном антифашистских движениях. Один из них – летчик Амет-Хан Султан – стал Дважды Героем Советского Союза. Работники локомотивного депо станции Симферополь сформировали бронепоезд «Орджоникидзевец» и составили его экипаж, изготавливали и усовершенствовали минометы. Один из его рабочих, поэт Я.И. Чапичев, удостоен звания Героя Советского Союза. Железнодорожники сыграли большую роль в переброске войск и вооружений, эвакуации раненых и мирных жителей, оборудования заводов и фабрик. Руководитель симферопольской подпольной диверсионной группы В.К. Ефремов посмертно награжден орденом Ленина. В партизанских отрядах иногда сражались целые группы железнодорожников. Имена патриотов носят улицы Симферополя. Труд железнодорожников послевоенного периода отразился в восстановлении железных дорог и оборудования, в интенсификации и улучшении качества перевозок и ремонтных работ подвижного состава. Напряженный труд, энтузиазм и творческий подход к делу крымских железнодорожников отмечены государственными наградами. А начальник вагонного депо Н.А. Симоненко, удостоенный звания Героя Социалистического Труда, стал почетным гражданином Симферополя. Этой чести удостоен также водитель электровоза В.Ф. Клименков.